Широко разрекламированная и успешно проведенная в Пуще Водице седьмая конференция «Христианство онлайн» от «Новомедиа» завершилась в субботу награждением победителей конкурса христианских сайтов. В течение двух дней участники знакомились с особенностями новостной интернет-журналистики, новыми технологиями и инструментами работы в интернет-СМИ и разбирались в том, как применить полученную информацию на практике. Особо обратили внимание на благовестие в социальных сетях и механизмы работы в Facebook, Tvitter, ЖЖ, ВКонтакте, на форумах. В ходе семинаров, жарких дискуссий и придирчивого тестирования представленных на рассмотрение жюри сайтов был сделан вывод: в связи с изменениями в современном обществе христианская журналистика подошла вплотную к необходимости вступить в новый виток развития.
Спикерами конференции стали профессионалы в своей отрасли: веб-дизайнеры, разработчики сайтов, программисты, блогеры и видеожурналисты. Участниками стали журналисты, авторы и администраторы сайтов, редакторы печатных СМИ, фотокоры и видеооператоры из Украины, России и Израиля. Семинары были разделены на три потока: технический, практический и идеологический. Переходы между потоками оставались свободными и участники имели возможность посетить любой интересующий их семинар, чем они с удовольствием воспользовались.
Пожалуй, наибольший интерес вызвали лекции основного спикера Александра Амзина, много лет работавшего редактором портала Lenta.ru, автора книги «Новостная интернет-журналистика». Среди спикеров были также также глава интернет-департамента «Новомедиа» Денис Семенюк, главред портала НХМ Светлана Кучеренко, редактор портала «Все Новости» Максим Бутченко.
Как должна развиваться христианская новостная журналистика? Какими технологиями и методами пользоваться? Может ли христианская журналистика копировать опыт светских СМИ или ей придется мучительно искать свой собственный путь? Как работать в условиях полного или частичного отсутствия средств? Эти и другие вопросы лекторы рассматривали на семинарах.
Много слушателей собрали семинары блогера и QA-инженера Дмитрия Подзываловского, директора компании «Хай-Тек Хаус» системы «Умный дом» Владимира Федощука, автора и ведущего популярного ток-шоу на молодежном телеканале ZAZAZU Дениса Сницкого и других практиков.
Надо сказать, что тема блогинга вообще и видеоблогинга в частности вызвала настолько пристальный интерес участников, что спикеры согласились дать желающим несколько базовых уроков по интересующим их вопросам после конференции, на своей территории.
Очень полезными, хотя и не до конца понятными непосвященным стали технические курсы по сайтостроению (Влад Савицкий, Drupal-разрабочик), ознакомлению с основными Google-инструментами для координирования работы онлайн-команды (Ольга Кулик, Invictory), «полеты в облака» вместе с программистом и разработчиком Игорем Биденко, принципы создания идеального сайта от Игоря Иващенко (владелец проекта «Твоя Библия»).
Вместе с веб-разработчиком Игорем Низевым участники конференции проверяли, есть ли деньги в доменах и анализировали способы рационального и безопасного извлечения их оттуда; под руководством интернет-благовестника Андрея Фесенко учились благовествовать в виртуальном мире и анализировали, как их ресурсы смогут послужить благовестию на Евро-2012.
Тематика докладов была представлена достаточно широко и объемно, однако вопросов у христианских журналистов накопилось больше, чем у спикеров было времени на ответы. За жаркой дискуссией в зале увлеченно следили он-лайн сотни зрителей; многие задавали свои вопросы через Facebook, Twitter и другие ресурсы.
Нужны ли церковные сайты? Какую роль они должны выполнять? Зачем транслировать богослужения? Реально ли заработать деньги для своего проекта, продавая «бумажную» газету в PDF-формате? Влияет ли изменение дизайна на посещаемость сайта? Как вообще привлечь читателей на свой ресурс? Вопросы сыпались на команду спикеров, и ни один не остался без ответа. Еще более горячие обсуждения завязывались у столиков в коридоре, где в перерывах между семинарами участники и спикеры общались за чашкой чая. Все остались довольны: участники — тем, что узнали все, что им было нужно; спикеры — что им дали возможность поделиться всем, что они знают и умеют. Завязывались контакты, шел активный обмен телефонами и адресами, тут же прорабатывались идеи новых проектов и строились планы нового сотрудничества... И это, наверное, был главный плюс конференции.
Важной частью встречи стал также линч представленных на конкурс сайтов. Участники, выразившие желание, чтобы их проект был вынесен на всеобщее тестирование, подавали заявки, а затем эксперты тщательно и придирчиво разбирали их сайты «по винтикам». Критиковали жестко, анализировали глубоко (насколько это было возможно в ограниченный промежуток времени), но обошлось без обид. Участники отнеслись к критике, как к необходимой хирургической операции, после которой все должно стать легче и лучше. Некоторые ошибки исправлялись прямо здесь, по ходу разбора — благо, интернет работал и ноутбуки были под рукой. Среди наиболее часто встречающихся ошибок: перегруженность сайта лишними или даже неработающими деталями, низкая скорость загрузки, неуместная «секретность», кнопки и страницы с отсутствующей информацией.
Рекомендации, данные специалистами, звучали примерно так:
1. Минимализм во всем! Оставьте на сайте только те инструменты и материалы, без которых действительно невозможно обойтись. Уберите лишнюю рекламу, всякое отвлекающее мелькание; повысьте скорость загрузки сайта (например, за счет оптимизации картинок и прописки оптимального кода)
2. Уберите все скрытые и закрытые разделы, формы регистрации и прочее, если они не служат какой-либо строго определенной цели. Но даже в этом случае лучше ввести возможность регистрации через уже существующие аккаунты в социальных сетях.
3. Упорядочьте сайт, чтобы расположение и внешний вид его элементов соответствовали ожиданиям посетителей, все находилось на привычном месте и выглядело знакомым образом.
4. Наполняйте свой сайт уникальным, авторским контентом на актуальные темы! Все остальное вам может проститься, но скучные материалы, унылые фото, перепечатки с других ресурсов и позавчерашние новости способны «убить» не только ваш сайт, но и дискредитировать саму идею интернет-благовестия, навредив тем самым вашим коллегам из других христианских СМИ.
Елена Мокренчук для "Новомедиа"
Фото - Сергей Городецкий