«Если вы выбираете журналистику неслучайно, оставить эту профессию невозможно».
Татьяна Цимбал работает на телевидении более сорока (!) лет. Она – легенда телеэкрана, эфиры которой смотрели разные поколения украинцев. Например, моя бабушка помнит «Новости киноэкрана». А мы с мамой программы «Тетянин полудень» и «Лінії долі». Сегодня Татьна Васильевна каждую неделю приходит к любимому зрителю в программе «Віра. Надія. Любов» на Первом национальном. Именно эту программу Ассоциация «Новомедиа» отметила благодарностью за популяризацию вечных христианских ценностей.
Во время общения с Татьяной Цимбал ты понимаешь, что в профессии главное и второстепенное, для чего в приципе существует журналистика и что в жизни необходимо ценить больше всего.
1. Никогда не опускайте руки
По характеру я оптимист. Наивный оптимист... Возможно, это меня спасает по жизни, потому что я никогда не завидовала и не знаю своих врагов. Мне очень жаль людей, которые «выедают» себя изнутри и завидуют вещам, которым даже значения не придаешь. Знаете, я очень часто вспоминаю свою маму... Светлую такую... Она верила людям и радовалась жизни, несмотря ни на что. Я вспоминаю ее историю о встрече нового 47-го года. Квашенная капуста и тюлька были за счастье. Умение радоваться таким, казалось бы, мелочам, присуще не каждому. Возможно, эти качества характера мне передались от мамы.
Вручение благодарности для программы "Віра.Надія.Любов" от Ассоциации "Новомедиа" за популяризацию вечных ценностей. Ноябрь 2012 года.
В тоже время, конечно, и у меня бывают тяжелые моменты. Да и сейчас нелегкий период в жизни, серьезные испытания... Напоминаю себе, что Господь не дает больше, чем мы можем пережить. А еще вспоминаю строки из стихотворения Лины Васильевны Костенко, которые помогают:
І все на світі треба пережити,
І кожен фініш – це, по суті, старт,
І наперед не треба ворожити,
І за минулим плакати не варт.
Отак як є. А може бути й гірше,
А може бути зовсім, зовсім зле.
А поки розум од біди не згірк ще, –
Не будь рабом і смійся як Рабле!
2. Профессия должна вдохновлять
Мне всегда очень нравилась моя профессия. Даже до смешного доходило. Вспоминаю, в выходной день едем с мужем к друзьям, проезжаем мимо Крещатика, 26. И я жалею, что сейчас не на работе, а в гости еду. Вы себе это представляете (смеется – авт.)? То есть профессия, познание нового, атмосфера добра, любви – все это вдохновляло. К тому же, я очень ценила возможность работать среди старшего поколения телевизионщиков – людей, которые создавали телевидение.
3. Знайте тех, кто создавал профессию
Мне очень жаль, что новое поколение плохо знает мастеров дела, которые были известны в той великой державе. Каждый из них – личность. Валентина Андреевна Челнокова – главный редактор кинопрограмм Гостелерадио в 70-80-х годах. Именно под ее руководством мне посчастливилось вести «Новости киноэкрана». Виктор Борисович Кисин и Вадим Львович Чубасов – уникальные режиссеры. Они стали инициаторами и организаторами обучения телевизионных режисссеров в институте имени Карпенко-Карого – фактически основателями отечественной школы телережиссуры. Вадим Львович в 50-е годы заложил основы современного телевещания в Украине, был режиссером-постановщиком первых телеспектаклей в прямом эфире. Дай Бог здоровья Юрию Андреевичу Федорову, который более сорока лет возглавлял операторский отдел, и до сих пор работает и преподает.
Все эти люди закладывали неизменные форматы телевидения. Я невероятно рада, что мне удалось работать с ними и учиться у них.
4. Учитесь у своих учителей
Вспоминаю свою первую командировку. Мне 21 год. С директором программ республиканского телевидения, своим руководителем Владимиром Ефимовичем Власовым приехали в Волочиск Львовской области. Во время концерта Владимир Ефимович спрашивает меня, указывая на гитариста: «Посмотри внимательно. Что тебе бросилось в глаза?». «Да все бросилось», – отвечаю я. «Посмотри на гитару. Видишь бант? Видишь, как он ее любит?».
Или урок от Владимира Яковлевича Заманского, которого очень не хватает. В советские времена о телеведущих писали или хорошо или никак. И как-то в одной газете написали, что у меня мягкие шипячие. Представляете какие проблемы на телевидение были (улыбается – авт.)? Я решила написать ответ. И в этот момент звонит Владимир Яковлевич: «Таня, вы, диктор республиканского телевидения, будете реагировать на местную газету? Не царское это дело...». Так научил не ввязываться в мелкие разборки. За эти уроки я невероятно благодарна своим учителям.
5. Идите в журналистику, а не в «звезды»
Сейчас на телевидение идут в «звезды». Но ведь нужно понимать, что прошли уже те времена, когда всех телеведущих знали в лицо. Когда я начинала, то на советском телевидении мы даже не называли себя в эфире. Вспоминаю, когда несколько раз представилась, то услышала, что «Цимбал занимается саморекламой». Но это и не удивительно. Советское телевидение – империя в империи, очень закрытое идеологическое учреждение. Дикторы – лица государства. Вспомните, «Говорить Київ», «В ефірі програма українського телебачення». В тоже время, куда бы «анонимные» телеведущие не приехали, их фамилии все знали.
6. Помните, что телевидение – это драматургия
Каждому искусству присущи свои средства выразительности. Для ведущего телевидения – это естественность, талант открытости. Когда же начинается театр или художественная самодеятельность в плохом понимании этого слова, тогда это уже не телевидение. Поскольку разрушается сама природа телевизионного общения. Телевизионное действие – это драматургия, которая рождается у вас на глазах. И об этом не стоит забывать.
7. Уважайте зрителя
Телевидение имеет уникальное право – приходить в дом и обращаться к большой зрительской аудитории. В тоже время у ТВ есть и обязанность – уважать тех людей, к которым приходишь в дом. Необходимо сделать так, чтобы они и в следующий раз открыли двери.
Современное ТВ живет по законам коммерции. Зритель – источник дохода. Но не следует обвинять в этом руководителей. Ведь мы, зрители, обязаны самостоятельно давать себе отчет в том, что мы смотрим.
В то же время, среди телевизионщиков есть невероятно высокий процент лицемерия. Например, сами такого не смотрят, имеют возможность поехать в Канны, посмотреть Берлиналле. И не учитывают, что у миллионнов украинцев есть только два-три канала... И все.
8. Призвание журналистики – помогать людям
Знаете, на нашей профессии столько ответственности... Журналист обязан думать о том, как после его программы будет складываться судьба героя. Настоящая журналистика призвана помогать людям – это своеобразный мостик между властью и людьми. Поэтому я очень рада, что сейчас веду такую программу, как «Віра. Надія. Любов». И очень благодарна людям, благодаря которым она существует.
Когда программа создавалась, у меня был выбор – «Віра. Надія. Любов» или другая, которая до сегодняшнего дня выходит в эфир. Но эта программа мне ближе. И вот мы уже более ста выпусков отсняли, а это более 300 историй. Наши герои – это моральное спасение от собственных проблем. Мы со своей стороны стараемся помочь каждому. Бывает, что позитивного решения даже год ждем.
9. Цените репутацию
Когда я только пришла на телевидение, там работала редактор по фамилии Вишня. Начались сокращения и эту женщину сократили. Но когда необходимо было идти к Павлу Григоровичу Тычине, то он ни с кем, кроме нее, не захотел общаться. Вспоминаю еще один случай. В 2008 году у меня был проект «Лінії долі». Во время договоренности об интервью Вячеслав Степанович Брюховецкий спросил редактора: «Ведущая та самая Цимбал?». Знаете как это дорого?
10. Цените людей
Когда-то Галина Сергеевна Уланова сказала, что не любит приезжать в Ленинград потому что ей некому звонить... Есть люди, после потери которых пустота. Нужно посоветоваться, а не с кем. Хочешь набрать номер, поговорить, а человек уже ушел в другой мир...
Вы спросили, кого мне не хватает. Не хватает Ступки. Когда он был жив, мы не были провинцией... Не хватает моих коллег. Одна из больших потерь последнего времени – Андрей Бенкендорф. Мне очень обидно за тех талантливых коллег, которые не могут реализоваться, не чувствуют, что они нужны. Многих не хватает. Но, как сказал Ален Делон, когда ему исполнилось шестьдесят: «Нужно научиться с этим жить».
11. Умейте сделать перерыв
Уверена, если вы выбираете журналистику неслучайно, оставить эту профессию невозможно. Впрочем, если чувствуете, что устали от профессии, сделайте перерыв. Займитесь тем, что откладывали много лет: учите языки, научитесь вождению автомобиля. Может быть именно это понадобится вам в скором времени. Одним словом, наполните жизнь.
12. Не потеряйте самое важное
Журналистика – профессия иногда очень циничная. Но, если ты способен понимать и воспринимать сердцем, то какими бы не были правила игры, ты останешься человеком. Когда-то вместе с Евгением Гинзбургом были в жюри на одном фестивале. Тогда первое место получила российская программа «Простите, что живу» о женщине без ног, у которой была большая сила духа, она работала, родила ребенка. Вспоминаю как Гинзбург тогда сказал: «Ты понимаешь, я – циник, старая телевизионная сволочь, плакал…»
У человека должны быть вечные ценности. Прежде всего, это человеческая жизнь. Независимо от коалиции, оппозиции, власти, времени. Именно человеческая жизнь – это наибольшая ценность. Родственные отношения, семья. Любовь. Иногда смотрю на человека и думаю, сколько еще этой душе нужно работать. Жаль...
13. Верьте
Я верю в Бога, поскольку без этого невозможно. Бывают минуты, когда больше не на кого надеяться. В нашей семье была невероятная история, которая могла бы стать сценарием для хорошего фильма. Это случилось в то время, когда мой отец находился на финском фронте. Моя мама о нем ничего не знала. В это время она в Киеве с годовалым сыночком Женечкой и моей бабушкой. И вот случилась беда. Умирает мой братик, тяжело умирает моя бабушка, приходит уведомление о том, что мой отец пропал без вести... Мама остается одна. Но у нее есть надежда, что ее муж жив. И она в церкви на Подоле просто начинает молиться о том, чтобы он вернулся. Мама не знает, что в это время отец попадает в немецкий плен, дважды бежит из концлагеря, оказывается во французском сопротивлении у генерала Шарля де Голля. Ничего не знает о семье и отец.
Проходит время, он едет эшелоном в Сталинград и... решает во время остановки в Киеве попробовать найти маму. Они встречаются. Что это, случай? Судьба? Кто их вел такими путями, чтобы они могли встретиться? Чтобы и Танечка могла на свет появиться?
После встречи мама провожает отца на поезд, но они опаздывают. Мама рассказывала, что в тот момент отец схватился за голову и сказал фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Який великий світ і немає куди подітись...»
Как в такие моменты, благодаря таким жизненным историям не поверить, что Бог действительно существует? Он ведет нас по жизни и определяет наш путь.
Виктор Зарецкий в 1987 году
написал портрет Татьяны Цымбал
Зоя Никитюк, специально для «Новомедиа»