Седьмого февраля стартовала седьмая школа медиапрофесии «Новый журналист». Это был незабываемый день для 17 смельчаков, которые решили изменить свою жизнь на 180 °. Вооружившись терпением и пером, они пришли осваивать профессию журналиста.
Первый день
Светлая просторная аудитория, стены цвета морской волны, подковой выстроенные столы, доска проектора - ничего лишнего, и в то же время все необходимое для обучения. Посередине «подковы» - небольшой стол для лектора, рядом стенд, на котором прописано количество лекционных часов, тем и спикеров. Сразу понятно - акцент в школе ставят на практические навыки.
Первый день, как и первое знакомство - это всегда тяжело. Новые люди, уважаемые спикеры, серьезные темы занятий нагнетали атмосферу. Поэтому, рассевшись на удобных местах, студенты только перебрасывались взглядами из-под нахмуренных бровей. В голове у них роились тысячи вопросов, все сказанное было неизвестным и несовсем понятным.
Помочь справиться «школьникам» с легкой паникой и сложной теорией в первую учебную субботу пытались Руслан Кухарчук, Зоя Никитюк, Любовь Гасанова и Вероника Гаврилюк. Эта четверка дала понять - легко не будет. Кроме теории, которую помогут усвоить преподаватели, придется много читать, выполнять домашние задания и быть в курсе всех событий.
Президент Ассоциации «Новомедиа», в рамках которой действует школа, Руслан Кухарчук «вещал» студентам об истории и жанрах журналистики, появлении первых газет и журналов, возникновении телевидения и интернета. Он объяснял сложные исторические моменты и показывал кривую развития печатных СМИ. В конце первой лекции Руслан заметил: «В информационных жанрах вы, как журналисты, не вправе давать собственную оценку или к чему-то призывать».
Продолжила лекционный день Зоя Никитюк, координатор школы, специалист, который тесно дружит с текстами вот уже одиннадцатый год. Она рассказала, из каких этапов состоит написание текста, где искать вдохновение, какими должны быть предложения и что такое «душа» статьи. На разноцветных листах бумаги Зоя демонстрировала правила, иллюстрируя все сказанное примерами из журналов и газет. Дальше было знакомство с таким сложным и везде необходимым лидом. «Не ленитесь писать. Профессионализм приходит с опытом», - порекомендовала в завершение спикер.
Улыбающаяся блондинка с приятным голосом Любовь Гасанова учила «писать просто о сложном и интересно о неинтересно». Журналист делилась личным опытом, давала дельные советы и рекомендации, которые «собрала» за 14 лет работы в медиа профессии. «Чтобы писать просто, нужно знать, кто ваш читатель. Вы можете его представлять, нарисовать, распечатать фото из интернета, но он должен быть непременно».
Измученных студентов в конце длинного «трудового» дня, интриговала активная и без меры влюбленная в свою профессию Вероника Гаврилюк. Она проработала пять лет в издании «КоммерсантЪ» (Украина), а теперь журналист интернет-портала «Апостроф». Вероника живо рассказывала о структуре новости, рекомендовала с чего начинать и чем заканчивать. На этом занятии студенты узнали, что такое «перевернутая пирамида» и для чего она вообще нужна в журналистике.
С головами, забитыми напрочь журналистскими терминами, выжатые, как лимоны, будущие акулы пера разбежались кто куда. Чтобы переварить всю новую информацию, у них была ровно неделя.
Встреча №2
«Создав» новость, студенты поняли, что такое «домашка» в школе журналистики. Тексты, написанные правой ногой, в последнюю ночь перед сдачей не проходили. Координатор требовала нереального - «интересного и интригующего лида». Тогда и само слово «лид» было чем-то далеким и недостижимым. А сделать так, чтобы он был еще и интересным - нужно было очень постараться.
Во вторую субботу студентам пришлось с самого утра вспомнить всю школьную программу по украинскому языку. Красивый и очень умный филолог Анна Фоменко заставляла студентов воспроизводить правила «столетней» давности: какие бывают типы текстов, как склоняются числительные, когда пишется апостроф. «Все эти знания необходимы для написания качественных текстов», - объяснила Анна. Конечно, не к лицу профессиональным журналистам быть невеждами.
Одна из самых интересных лекций - «Интервью» с Зоей Никитюк. Спикер учила студентов как правильно планировать вопросы к беседе с «опрашиваемым», как «ломать лед» и вызывать у людей доверие к своей скромной персоне. «Проведите интервью так, чтобы с вами захотели встретиться еще раз», - подчеркнула Зоя.
Самая большая проблема для начинающих журналистов - поиск тем. Они должны быть интересными, актуальными и социально значимыми. Плюс ко всему еще и гениально написанными. Поэтому не растеряться практически невозможно! На помощь в этом нелегком деле начинающим журналистам во вторую учебную субботу пришла Леся Войтицкая, в прошлом журналист Forbes, а ныне медиаработник портала Hubs. Леся специализируется на финансовой журналистике.
Журналист пыталась на своем примере показать, как нужно писать статьи на финансовую тематику, где искать новые темы, как интересно подавать информацию, которую опубликовали десятки изданий и как «накопать» такое, что и не снилось читателю. «Пылесось открытую инфу! Слушайте, смотрите, анализируйте!», - посоветовала Леся.
Третья неделя «хождений по мукам»
Немного освоившись в Школе «Нового журналиста» и познакомившись ближе с будущими коллегами по цеху, студенты обрели уверенность. Теперь они свободно могли ставить провокационные вопросы всегда расположенным к беседе спикерам. После сданной новости и интервью, они смело могли считать себя «полупрофессионалами».
Третья неделя занятий началась со знакомства с редакционным составом любого печатного издания. Любовь Гасанова с чувством юмора рассказывала, кто такой главный редактор, почему он всегда злой, и что делают «зашуганные» журналисты под его четким руководством. Спикер разрушила все мифы и представления о беззаботной жизни «главреда» и злой коллектив циничных журналистов. Оказалось, что медиаработники очень даже милые люди, которые тоже, как и студенты, допускают ошибки в своих текстах.
Также Любовь отметила, что журналисту важно воспитывать в себе чувство стиля и слова, много читать и не стесняться задавать «глупые» вопросы. «Сначала вы работаете на репутацию, а потом она на вас», - отметили спикер.
Завершил лекционный день мастер журналистских перевоплощений Дмитрий Синяк, журналист издания «Фокус». Этот отчаянный медиаработник примерил на себя несколько десятков профессий с целью написать первоклассный репортаж, а также, чтобы почувствовать на себе все плюсы и минусы системы. Для достижения поставленной планки, журналисту пришлось побывать в вытрезвителе, сумасшедшем доме, поработать милиционером и даже продавать альпийский воздух «на розлив». После он написал книгу о журналистских перевоплощениях «Мошеннические эксперименты честного журналиста».
«В репортаже важно показать драматургию, заинтересовать читателя, повлиять на его сердце. В этом деле подача важнее, чем фиксация фактической информации. В репортаже можно проявить свое творчество, не слишком заботясь о структуре текста», - отметил Дмитрий.
В половине пути
Четвертая суббота. Позади остались три насыщенные недели обучения, «горы» прочитанной литературы и выполненных домашек. Впереди - новые спикеры, интересные лекции и устрашающий тест. Ровно четыре занятия до вручения вожделенных сертификатов на профпригодность.
А пока студенты мечтали о свободе, приветливая Ольга Бидненко, главный редактор издания компании FitCurves «30 Чудеса за полчаса», которая до этого пять лет работала литературным редактором телевизионной программы «Самый умный», вернула мечтателей в жестокую реальность распространенных ошибок в русскоязычных текстах. Где ставить запятые, как писать имена, и когда употребляется тире - на все эти вопросы студенты искали ответы в своих светлых головах, вспоминая забытые правила. «Всегда проверяйте значение незнакомых слов», - подчеркнула спикер.
Лекционные занятия в четвертую субботу продолжил импозантный Жан Новосельцев, руководитель проекта «17 канал», который до того восемь лет занимался журналистскими расследованиями на канале «1+1», был ведущим программы «Деньги». Журналистское расследование, с которым пришел спикер, вызвало шквал эмоций у студентов. Десятки вопросов и мыслей мгновенно вынырнули на поверхность. Будущие профессионалы пытались понять, как строить расследования и где искать правду. «Журналист не имеет права давать информацию однобоко. У медали две стороны, не оставляйте без внимания ни одну из них», - посоветовал Жан.
Завершил занятия жизнерадостный Руслан Кухарчук. Он рассказал студентам как писать эссе и обзор. На этой лекции «новые» журналисты познакомились с принципом «беременной буквы И», узнали как правильно писать статьи на аналитическую тематику и для чего нужен «главный» герой.
Пятая неделя седьмой школы «Новый журналист»
Координатор школы Зоя Никитюк начала лекционный день пятой субботы. Завтрак: эссе, памфлет, фельетон, очерк - их особенности и жанровая специфика. Спикер раскрывала секреты, как улавливать и передавать малейшие движения человеческих переживаний и как создавать текст «на злобу дня». На примерах из журналов Зоя показывала, каких ошибок следует остерегаться и на что обращать особое внимание.
На обед была статья. Шеф-повар - спокойный и коммуникативный Андрей Юхименко, редактор журнала «Новое время», который до этого был первым заместителем главного редактора газеты «КоммерсантЪ» (Украина). Спикер рассказывал пошагово, как писать большие материалы, с чего начинать и чем заканчивать. Ни «перевернутая пирамида», ни «песочные часы» уже не пугали опытную аудиторию. Студенты активно включались в работу, пытались искать смысловые связи и делились с лектором «профессиональным» опытом. «Последний штрих, и вы отправляете свой текст редактору. А потом вашу гениальную статью режут со всех сторон. Будьте к этому готовы», - добавил с улыбкой на лице Андрей.
На последней лекции рабочей субботы оказалось, что журналист должен не только уметь писать статьи, но и еще иметь «визуальный вкус». Как правильно сочетать цвета, уместно подбирать шрифты, наводить порядок на странице, рассказывал творческий дизайнер Владислав Сила. Студенты на примерах увидели, что бывает, когда журналисты или маркетологи стремятся поразить глубинным подходом к делу. Спикер давал советы, как «творить» так, чтобы изображение не было двусмысленным, а его содержание не сводилось к абсурдности.
В двух шагах от мечты
Шестая неделя обучения началась с постижения интернет-пространств. Всегда бодрый и активный Руслан Кухарчук рассказал студентам каким образом и где следует обнародовать свое творчество. Как оказалось, можно писать, снимать и записывать аудио - все то, что видишь вокруг, и активно делиться этим с широкими массами. «Надеюсь, что к концу курса Школы вы пришлете мне ссылки на свои блоги. Плюс одно посещение от меня вам гарантировано!», - подчеркнул Руслан.
Написание статей и ведение персональной страницы во всемирной паутине - замечательно. Однако иногда журналист, несмотря на свою грамотность и осведомленность, может попасть в довольно неудобную ситуацию криминального характера. Творчество творчеством, но знание своих прав и обязанностей необходимо. Изысканный адвокат, директор патентно-юридического агентства «Голдмарк» Татьяна Трембовецкая познакомила «без пяти минут» профессиональных журналистов с Конституцией Украины, объяснила суть сложных законов и рассказала, как защитить свою интеллектуальную собственность.
В завершение Руслан Кухарчук прочел «школьникам» лекцию об особенностях интернет-журналистики. Спикер объяснил, что печатные СМИ значительно отличаются от интернет-изданий. Принципы построения текста в сети не меняются, но меняется сама подача материала. «В интернете важно зацепить темой, заголовком, фотографией. Если ваш заголовок скучный, то даже самую гениальную статью никто читать не будет», - подчеркнул Руслан.
Также в этот день речь шла об основных навыках и правилах освещения религиозной тематики в светских СМИ. Эту тему исследовали по образцам украинских и мировых медиа.
В предвкушении чуда
Предпоследняя суббота. Все домашние задания выполнены, основные темы рассмотрены, лекционные часы почти исчерпаны. Сегодня студенты напишут тест. Этого дня ждали, наверное, все, но той радости, на которую надеялись, почему-то не было. Казалось, что еще о чем-то не рассказали, что-то не объяснили ... Тревога и печаль соединились в сердцах выпускников седьмой школы. За неделю они получат заветный сертификат и разойдутся каждый своей дорогой в поисках профессионального места под солнцем.
Тревожный лекционный день начала Любовь Гасанова. Она познакомила студентов с кодексом журналиста, рассказала об основных принципах этики и морали. «Имейте совесть, всегда уважайте себя и свою аудиторию», - подчеркнула спикер.
Вторая лекция была посвящена работе в пресс-службе. Специалист по пиару Евгений Ридош пытался познакомить журналистов с особенностями работы в пиар-компании. Спикер объяснил, почему для медиаработникам важно находиться в дружеских отношениях с представителями пресс-служб.
За два часа до исторического события - написания теста, - журналистка «ТСН» на канале «1+1» Татьяна Боковня познакомила студентов с особенностями телевизионной журналистики. На этом занятии «школьники» узнали, как снимают сюжет, что такое «подводка», «закадровый текст» и «синхрон». «Всем рабочим моментам можно научиться за два-три месяца, но главное, чтобы у вас было желание», - добавила в заключение Татьяна.
В 14:15 Зоя Никитюк раздала студентам тест. Дрожащими руками «новые» журналисты развернули бумаги с заданиями. Время пошло ...
А пока любимый декан школы будет проверять работы студентов, они помечтают о своем выпускном и будут подбирать наряды для торжества. И независимо от того, какие результаты они покажут – все прошли немалый путь и провели серьезную работу.
Все они без исключения достойны похвалы!
Выпуск и свобода
28 марта. Последняя лекция в школе «Новый журналист». Руководитель пиар-отдела hh.ua Руслана Березовская рассказывала о том, как найти работу мечты, когда опыта еще совсем нет.
И после лекции студенты наконец смогли получить долгожданные сертификаты об успешном завершении обучения и пособие «Новый журналист. Как освоить медиапрофессию» в подарок.
А те, кому кто не успел сдать все домашние задания, еще вернутся осенью - продолжат обучение с новой группой, чтобы также присоединиться к лучшим «новым журналистам».
Татьяна Крысюк, выпускница седьмой школы «Новый журналист»