В Киеве с 30 марта по 1 апреля прошла весенняя учебная медиаконференция "Телевидение, радио, социальные медиа и PR". Это мероприятие организовали две партнерских организации - Ассоциация "Новомедиа" и MEDIAlliance international специально для пресс-центров церквей, христианских организаций, религиозных медиа.
Пятеро опытных специалистов из Америки и шестеро из Украины в течение трех дней делились с участниками секретами успеха работы в медиасфере. Формат конференции включал общие сессии и три параллельных направлений: телепроизводство, радио и социальные медиа, плюс утренние и вечерние суперсессии в большом зале. Среди участников - журналисты, радиоведущие, телевизионщики, пиарщики, блогеры, сотрудники пресс-служб. Делегированные участники приехали из четырех стран: Украина, США, Киргизстан и Молдова, что в общем количестве представило 34 города.
Мощными и чрезвычайно практическими были сессии по телемастерству под лидерством команды из организации In Touch Ministries (Атланта) - Гарри Лонгенекера (Gary Longenecker) и Джона Маккінона (John McKinnon). Слушательница Анна Резник описала собственные наблюдения и зафиксировала основные тезисы.
«За три дня успела побывать в другом мире. Огромное количество новых друзей, качественные знания, море позитивных эмоций и подарков, а преподаватели из США уже стали родными», - отметила она.
Тема сторитреллинга для некоторых участников была абсолютно новой. Однако, как высказался преподаватель Джон Маккинон, который имеет более чем 20-летний опыт работы в эфирных СМИ: "История - один из наилучших способов донесения информации. Приятным бонусом этого формата является то, что в нем нет никаких правил, кроме одного – быть креативным".
То, что же тогда рассказывали на тв-потоке, если не существует определенных правил? Поскольку, Гарри Лонгенекер и Джон Маккинон работают со сторитреллингом не один год, они могли поделиться своим личным опытом. Например, рассказали, что такое «бирол». Это видео, которое показывает вашу историю, но не содержит элементов интервью. Чтобы снять такое видео, как оказалось, планирования и креативности мало.
Что еще нужно, чтобы в конце получилось хорошее видео?
1. "Не бойтесь экспериментировать" - эта фраза взлетала из уст спикеров чаще, чем любая другая.
2. Если вы любите «зависать» в инстаграме, часами, подбирая нужный фильтр для фотографии, то радуйтесь, потому что здесь над этим сложным вопросом придется немного больше приложить усилий.
3. Кое-кто шутил, мол, у операторов с детства вместо глаз объектив камеры, и если это о вас, то радуйтесь, ведь другим придется использовать намного больше усилий, чтобы достичь нужного результата.
4. Если вы рассказываете какую-то жуткую историю, то лучше всего будет резко изменять углы подачи изображения. Если вашей целью не является вызвать мурашки на коже - лучше плавно изменяйте угол съемки.
5. Несколько камер? Используйте все! Кстати, Гарри пореккомендовал, во время съемки интервью сидя, лучше оператору снимать стоя и взять камеру на плечо, так будет интереснее.
6. Следующая составляющая биролу - освещение. Причем, есть огромное количество способов получить доступные источники света, для этого достаточную задействовать хитрость и может прибавить капельку жадности. Спикер сказал: "Если вам достаточно солнечного света - сохраните органическую картинку".
7. Следующий совет звучал так: "Вместо того, чтобы использовать декорации, лучше ищите интересные ландшафты. Декорации - прошлая эпоха в киноиндустрии".
Также спикеры дали несколько советов по звуку. Эхо может стать серьезным препятствием для нормальной записи или невыносимо скрипящий стул, на котором сидит интервьюер. Убедитесь, что на съемочной площадке никто не грызет яблоко, не бегают дети, что ваш ассистент не решил перекусить и не чавкает. Нужно все это предусмотрть, чем потом писать все заново.
В процессе съемки вы еще не раз поставите себе вопрос: "Что не так с моей камерой"? При съемке человека важно использовать две камеры, учесть с какой стороны лицо смотрится наиболее органично, перед съемкой нанесите человеку специальный макияж, даже если это мужчина.
Съемка началась.
1. Попробуй передать максимально органическую картинку.
2. Если без эффектов не обойтись, то свет должен быть мягким, приятным глазу.
3. Не забывай, что существует понятие, как плоский и не плоский свет. "Плоский лучше использовать для съемки историй о пожилых людях", - советует Гарри.
Оказывается, по словам спикеров, как бы сильно оператор не старался, не продумывал все идеально, и имел ультра современную камеру - это все ничто без сплоченной команды. Джон сказал: "Режиссер, монтажер, редактор, оператор, актер - все они рассказывают одну историю".
Несколько слов о монтаже.
1. Пересмотрите абсолютно весь отснятый материал.
2. Будьте готовы, что сценарий в вашей голове будет кардинально меняться.
3. Ответьте себе, какими качествами должен быть наделен оператор? Креативностью, умением работать в команде, внимательностью, ощущением прекрасного, а главное - огромным мешком терпения.
«За время пребывания на лекциях и практикуме я поняла несколько вещей: не стоит себя недооценивать, ты можешь намного больше, чем думаешь, сколько живешь - столько и учишься. Жизнь режиссера или оператора – состоят из бесконечных мгновений, которые стоит ловить камерой. Когда я спросила Гарри, что он может посоветовать молодому поколению, которое желает стать в будущем телевизионщиками, он ответил: главное не оборудование и практика, а учитель, который поможет и поддержит», - завершает Анна.
Подробно о каждой тематической сессии по ссылкам:
«Общий репортаж #novomedia17»
«Радиовещание» - спикеры Рона Харрис и Берни Макпартленд
«Социальные медиа» - Ли Ен Джексон
Фото с медиаконференции ЗДЕСЬ!
Пресс-центр "Новомедиа"